Приход Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга
Московский Патриархат
Санкт-Петербургская Епархия

«Нечто невероятно прекрасное»

«Нечто невероятно прекрасное»

«Нечто невероятно прекрасное»

Первую деревянную церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I – преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В этом храме царь обвенчался с Екатериной Алексеевной. Но шло время, и деревянный храм ветшал. Тогда новую Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве, построили из камня. В 1760 году ее тоже разобрали: река размывала фундамент. Третий собор решили строить дальше от воды. Его постройка завершилась в 1802 году. Но здание, строившееся при Екатерине II и Павле I, получилось неоднозначным из-за разных подходов к архитектуре. Четвертую, лучшую, версию начали строить в 1818 году, проектом занимался молодой архитектор Огюст Монферран. Теперь мы видим удивительный собор в архитектурном стиле позднего русского классицизма. К слову, в 1858 году, спустя всего месяц после освящения собора, Монферран ушел из жизни.

СКУЛЬПТУРЫ И ЗОЛОТО

Горельефы, барельефы, статуи украшают собор, в общей сложности их более 350. В одном из барельефов среди святых, приветствующих преподобного Исаакия Далматского, скульптор изобразил Монферрана с моделью собора в руках.

На внутреннее убранство собора пошло 300 килограммов золота, 16 тонн малахита, 500 килограммов лазурита и тысяча тонн бронзы. Исаакиевский собор – сокровищница цветного камня. Здесь использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы – розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский. В храме расположен витраж «Воскресший Христос» – один из крупнейших памятников в истории витражного искусства. Его площадь – 28,5 квадратного метра, высота 9,5.

ЛЮДИ

Ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский рассказал, что формирование общины небыстрый процесс, он выстроен из тех задач и возможностей, которые есть у ключаря собора и прихожан.

«Нам удалось выстроить гармоничные отношения с дирекцией музея. Видим конкретную поддержку во всех начинаниях. К примеру, в Екатерининском пределе формируется воскресная школа для детей. А богослужения сейчас проводятся не только на престольные праздники, молитвы в храме идут регулярно. Активно развивается проект знакомства молодежи с духовным наследием через хоровое пение. В нем участвуют не только прихожане, но и молодые люди, которым это просто интересно. Уже более сотни участников. Уверен, это заложит в души людей то, что поможет им во взрослой жизни. Также открыт детский хор для самых маленьких, в нем участвуют дети с шести лет. Ребята непоседливы, менее выдержанны, что требует больше терпения и внимания, поэтому нашли прекрасных педагогов, которые вкладывают душу в эту работу. Детский хор дал первое выступление в этом году», – сказал Роман Ковальский.

Он добавил, что в ближайшее время планируется открыть паломническую службу. Недавно приходская молодежь дала театральное представление на площадке комплекса «Россия – моя история». Первое выступление было посвящено теме Рождества Христова, второе – Пасхе, на библейские темы. С каждым годом все больше людей приходит на богослужения, люди все активнее участвуют в жизни прихода в различных аспектах.

ГОСТИ ГОРОДА

«В первые дни мне было довольно непривычно вести службу, учитывая высокий поток туристов в храме. В какой-то момент понял, что это очень похоже на служение в Храме Гроба Господня. Там просто невероятный поток людей со всего мира, который не ослабевает никогда, они продолжают свое движение через храм и во время богослужений. Одни идут, чтобы поклониться Гробу Господню, другие – просто посетить это удивительное место, но все выдержанны, никто не мешает проведению богослужения. Казалось бы, в этой мирской суете происходит молитва, но сохраняется благодатное ощущение, особая сила. В Исаакиевском соборе то же самое», – заметил Роман Ковальский.

По его словам, ему не приходилось сталкиваться, чтобы кто-то из невоцерковленных туристов, из какой бы страны эти люди ни приехали, мешали молитве.

«Читаешь Евангелие, не все знают, как себя вести, скажешь, встаньте пожалуйста, все откликаются, все доброжелательно. Хотя некоторая культура, воспитание уходит. К примеру, раньше была традиция, входишь в чей-то дом или храм, сними головной убор, сейчас это не все понимают», – сказал ключарь собора.

Он также отметил, что руководство музея ведет большую работу по поиску и выкупу утраченных в советское время святынь и убранства собора. Сейчас главная святыня Исаакиевского храма – Чудотворный образ иконы Тихвинской Божией матери. Он был явлен Господом в 1858 году, вокруг него стали происходить чудеса. Его передали в Александро-Невскую лавру, а в 1859 году торжественно перенесли в собор. Царская семья подарила на этот образ золотую ризу с брильянтами. Исторические документы, дошедшие до наших лет, указывают, что поток людей к этому образу был огромен, больше, чем сейчас туристов.

«Происходило много чудесных исцелений. С дирекцией музея достигнута договоренность, доступ к этой иконе открыт, и теперь каждый может к ней приложиться и помолиться. Еще две великие святыни – образ Спаса Нерукотворного и Корсунская икона Божией Матери были в соборе, но они утрачены. Музей заказал их копии, оригиналы ищут, но надежды немного. «Освященные копии будут установлены на исторические места в храме. Служение проводится постоянно. При этом есть одна особенность – в музее среда выходной, санитарный день. На престольные праздники проходят крестные ходы – молитва в храме есть, приход живет полноценной духовной жизнью. Если праздник выпадает на среду, дирекция идет нам навстречу, совершаются богослужения», – сообщил протоиерей Роман Ковальский.

Накануне юбилея в собор передана икона преполного Исаакия Далматского, выполненная с применением янтаря. Она освящена и выставлена для всеобщего обозрения.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА

Как сообщил директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров, планируется развернуть масштабную выставку «Александр Невский» на площадках музеев и храмов ЛДНР. Это сборник уникальных фотографий, раскрывающий, как почитаемый святой представлен в петербургских храмах. В частности, выставка два дня назад открылась в Калининграде, откуда будет перемещаться по новым регионам России.

Он обратил внимание, что в день 165-летия собора все желающие могли принять участие в Божественной литургии в Исаакиевском соборе, которую возглавлял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

«Церковь и музей живут дружно, мы всегда радуемся большим церковным праздникам и стараемся обеспечить их проведение вне зависимости от музейных часов работы. Крестный ход – это не только священное действие, это просто красиво. В нем могут принять участие верующие и невоцерковленные, интересно для всех. Важно, чтобы все понимали: задачи музея и епархии едины – сохранить наше общее культурное наследие и обеспечить проведение молитвы в храме», – сказал Юрий Мудров.

Директор музея-памятника добавил, что сотрудники музея не просто следят за сохранностью и функциональностью собора, но и обеспечивают его непосредственную работу. К примеру, тяжелейшие ворота храма открывает целая бригада рабочих. Конструкция весит десятки тонн, и с ними надо очень бережно обращаться, чтобы сохранить для потомков.

«Мы музей в храме. Выстраивали отношения друг с другом, шли навстречу, чтобы вместе сохранить достояние народа. Ведем большую научную работу и стараемся вернуть то, что было утрачено, вместе получаем конкретный результат», – говорит Мудров.

Сейчас вышла во всех смыслах уникальная книга научного сотрудника нашего музея Василия Яковлева, посвященная источникам о жизни и служении преподобного Исаакия Далматского. В фокус исследования попали агиографические сочинения, сохранившиеся в греческих рукописях X–XII веков в собраниях Ватикана, Парижа, Оксфорда, Венеции и Иерусалима; свидетельства церковных историков V века; славяно-русские переводы жития преподобного XI–XVII веков. Кроме этого, в книге отдельно рассматривается связь фигуры Исаакия Далматского и императора Петра I. Издание дополняет и специально выполненный первый русский перевод с церковнославянского языка пространной редакции жития подвижника.

ПОИСК УТРАЧЕННОГО

«Это не просто собор, а явление духа народа, нечто невероятно прекрасное и одно из ключевых мест планеты для человечества. Ни одно событие истории людей и города не проходило мимо собора. Включая годы блокады и те отметины от снарядов, которые он сохранил на себе. Снаряды, которыми хотели истребить всех ленинградцев. Это памятник вере, стойкости и силе нашего народа», – подчеркнул Юрий Мудров.

Он напомнил, что в самые тяжелые годы блокады более ста человек работали и жили в музее-памятнике. В жесточайших условиях делали все, чтоб сохранить артефакты, которые хранились в соборе. Более того, в годы войны Исаакий дал безопасное место для размещения многих произведений искусства из дворцов Павловска, Пушкина, Петергофа, Гатчины и других музеев, откуда не успели эвакуировать культурные ценности. Надежные толстые стены и перекрытия в пять-шесть метров, маркировка куполов альпинистами, самоотверженный труд работников музея позволили сохранить достояние нашего города даже под самыми жестокими фашистскими бомбежками.

Юрий Мудров обратил внимание, что в коллекцию храма-музея вошел потир (чаша для причастия). Все началось с того, что появилось сообщение: продается перламутровый крест середины XIX века из собора. Он был подарен петербургскими купцами при освящении Исаакиевского собора. В этом году будет сделана большая выставка «Ищите и обрящите». За последние несколько лет удалось вернуть примерно 500 различных предметов убранства собора. Среди них, например, кружка – дар Юсуповых на 30-летие освящения собора. К концу года планируется выставка из предметов, которые удалось собрать.

«Все эти артефакты выкупаются музеем из частных коллекций. Интересно, что большинство этих вещей находим в Верхневолжье. Для нас крайне важно вернуть утраченное. Потребовалось много времени, чтобы убедить людей, что мы никого не преследуем, готовы заплатить, чтобы вернуть исторические вещи», – подчеркнул директор музея.

Так, есть человек, у которого в коллекции есть колокол Исаакиевского собора. Он говорит: найдите мне похожий колокол, чтобы не нарушить коллекцию, тогда продам. А это непросто, хотя есть хороший современный колокольный завод. В любом случае работа ведется, деньги от продажи билетов, экскурсий, наших книг идут как раз и на реставрацию, и на то, чтобы выкупить историческое наследие собора.

Справка: Преподобный Исаакий Далматский – византийский монах. Он жил во времена правления императора Валента (364-378), который был последователем ереси Ария. Этот Константинопольский владыка действовал против православных христиан и закрывал их храмы. Преподобный Исаакий призвал императора прекратить гонения и вернуть храмы верующим. Он предсказал смерть императора, если тот не одумается. По приказу императора, святого кинули в темницу, но вскоре Валент погиб. Взошедший на престол Феодосий I Великий освободил преподобного. Святой Исаакий поселился возле Константинополя в келье, вокруг которой вскоре образовался монастырь.

Цифры: 24 тысячи сосновых свай вбили под фундамент собора. Строительство заняло 40 лет, за это время в нем приняло участие 400 тысяч человек. Храм украшают 112 колонн из гранита. Высота собора – 101,5 метра. Площадь – четыре тысячи метров квадратных. Вес больших дверей – 20 тонн. Толщина стен от 2,5 до 5 метров. Ушло свыше 100 килограмм червонного золота на позолоту купола. А мозаика занимает в соборе примерно 600 метров квадратных. Храм может вместить свыше 12 тысяч человек одномоментно.

Андрей Сергеев
Фото: Александр Глуз
Источник: «Петербургский дневник»

Возврат к списку

Яндекс.Метрика